• Страница:
  • 1
  • 2
  • 3
ТЕМА: Нормы и отклонения речи
Нормы и отклонения речи 1 мес. 20 ч. назад #3262
  • AlinaN
  • AlinaN аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 74
  • Спасибо получено: 136
Нормы развития в 12 месяцев: ребенок произносит 5 – 10 несложных слов и легко подражает слогам.
Как развивать речь ребенка в 1 год?
В первую очередь – в процессе ежедневного общения, ухода за ребенком.

Помните, ребенок должен не просто слышать речь взрослых, а слова, которые обращены именно к нему.
Не допускайте агрессивного стиля общения, не используйте перегруженные монологи.
Говорите доброжелательным тоном, используйте ласковые, мелодичные слова, стихи, потешки, колыбельные и др.
Четко проговаривайте все слова; следите, чтобы малыш обращал внимание на движения ваших губ.
Говорите так, как будто сообщаете ему что-то важное; дотрагивайтесь до малыша, что бы он приготовился слушать.
”Озвучивайте” действия и называйте окружающие предметы.
Рассматривая предметы, перечисляйте их особенности и характеристики (где у кошки ушки?); подражайте игрушкам, голосам зверей (кто как говорит?).
Общаясь с ребенком, давайте ему время подумать, не торопитесь с ответом. Будьте ласковы, внимательны, поощряйте активность малыша.
Не говорите малышу “неправильно”. Лучше предложите два варианта : «Да, это собака, «ав-ав».
Следите за общим развитием ребенка (играйте в кубики, пирамиды, матрешки; работайте с пластилином и глиной, рисуйте и т.д.).
Развивайте слуховое внимание: например, учите его различать музыкальные игрушки, окружающие звуки.
Развивайте артикуляционный аппарат: вовремя отучайте от пустышки; следите, чтобы ребенок употреблял твердую пищу и др.
Развивайте движения пальцев рук (лепка, пальчиковые игры, массаж), сопровождайте пальчиковые игры чтением стихов, потешек.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: krystyna04, Berezka
Нормы и отклонения речи 1 мес. 20 ч. назад #3264
  • AlinaN
  • AlinaN аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 74
  • Спасибо получено: 136
Развитие речи у детей 1,5-2 лет: норма
1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.
2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов
Хочу отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов.
Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание, понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы:
Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).
Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).
Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?
Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?
Из какого количества слов малыш строит предложение?
Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?
В периоде от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова. Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину. Скажите «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее. Расскажите ребенку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве). Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание. Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?». И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить. Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: krystyna04, Berezka, Natal
Нормы и отклонения речи 1 мес. 20 ч. назад #3265
  • AlinaN
  • AlinaN аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 74
  • Спасибо получено: 136
Итак, давайте посмотрим, что должен знать и уметь ребенок в 2,5 года:
Повторять за взрослым несложное предложение из нескольких известных и понятных слов;
Использовать речь для общения со взрослыми и другими детьми;
Отвечать на простые вопросы, которые требуют простых ответов;
Проговаривать свои действия, играя или занимаясь чем-то в быту;
Выслушать небольшой рассказ из книги, где нет картинок;
Словарный запас — около 1000-1200 слов.
Хотите, чтобы у вашего малыша в будущем была красивая чистая речь, чтобы ему было легко учиться в школе, устанавливать контакт и общаться с другими людьми? Позаботьтесь об этом уже сейчас. Вот, что вы можете сделать:
Если кроха еще не превратился в почемучку, то скоро это произойдет. Не оставляйте без внимания его вопросы, готовьтесь давать доступные его возрасту ответы;
Показывая предметы, обязательно проговаривайте не только их названия, но и некоторые характеристики (размеры, цвета, назначение, температура, вкус и т.п.). Если возможно, дайте ему ощутить ту или иную характеристику, например, гладкость книжной обложки, холод продуктов из холодильника, сладость банана. Помните, что требуется многократное повторение. Время от времени проверяйте как, малыш усвоил новое слово;
Читайте ребенку книги и рассказывайте, что изображено на иллюстрациях, и ему тоже задавайте вопросы по картинкам. Вы можете превратить совместные чтения любимых сказок в увлекательную игру.
Когда бить тревогу?
К логопеду нужно идти, если у малыша очень маленький словарный запас. Некоторые дети даже не произносят самых простых слов: «мама», «киса», «дай» и т.п. Зато очень охотно лепечут на своем «тарабарском» языке, жестикулируют вместо того, чтобы объяснить, что хотят или «мычат» и «ыкают».
Отклонения от нормы есть и когда малыши не интересуются новыми словами, не пытаются их повторять, не могут составить коротенького предложения из 3-5 слов.
Кроме того, в речи ребенка от 2,5 до 3 лет должно присутствовать подавляющее большинство звуков. Пусть даже они не всегда четко выговариваются (пока еще это нормально). Если малыш пользуется лишь 10-15 звуками, есть повод задуматься.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: krystyna04, Berezka
Нормы и отклонения речи 1 мес. 20 ч. назад #3266
  • AlinaN
  • AlinaN аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 74
  • Спасибо получено: 136
Для речи ребенка в 3 года существуют определенные нормы. Обычно детки в этом возрасте уже могут:

Рассказать, как их зовут, к какому полу они относятся и сколько им лет (называя возраст, часто используют пальчики для наглядности);
Обобщать предметы, у которых одинаковое назначение или которые похожи по каким-то признакам (посуда, одежда, инструменты, игрушки, цветы);
Говорить предложениями, которые состоят из 3-5 слов;
Строить предложения, в которых значительно меньше грамматических ошибок, чем было раньше (наличие этих ошибок – пока еще явление нормальное);
Использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы и «примерять» слова новых частей речи: местоимения, числительные, притяжательные прилагательные, наречия;
Правильно ставить ударения в словах (но пока допускается совершать ошибки);
Правильно выговаривать подавляющее большинство звуков (еще могут не получаться ж, ш, ч’, щ’, р, р’, л);
Словарный запас около 1500 слов.
У ребенка есть отклонения от нормы, если он:

Испытывает серьезные затруднения при пересказе, то есть не может запомнить содержание короткого простого текста, который соответствует возрасту, типа «Колобок», «Курочка Ряба», плохо его понимает, не может сформулировать мысль;
Неправильно произносит более 5-7 звуков к 4 годам (трехлетним малышам это еще разрешается);
Использует звукоподражания и упрощенные варианты слов вместо полных;
Имеет маленький словарный запас;
Говорит слишком быстро.
Как способствовать развитию речи ребенка в 3 года
Общайтесь на разные темы, доступные возрасту ребенка;
Знакомьте детей с новыми предметами и явлениями и их характеристиками, рассказывайте что, как, зачем и почему происходит;
Говорите не только как называются сами предметы, но и их составные части (рубашка – воротник, карман, рукав, пуговицы…);
Играйте, предлагая искать предметы определенного цвета, формы и т.п.;
Тренируйте ребенка ставить правильные окончания в словах;
Знакомьте с предлогами и учите правильно их употреблять;
Играйте в сюжетно-ролевые игры;
Вместе рассматривайте и комментируйте картинки в книгах, задавайте вопросы к ним;
Читайте малышу книги выразительно, изображая голосом разных героев;
Учите пересказывать (в этом помогут наводящие вопросы о прочитанном), заучивайте стихи и песенки;
Делайте упражнения для развития артикуляционного аппарата (например, «заборчик» — растягиваем рот в широкой улыбке, «шарик» — сдуваем и надуваем щеки, «часики» — высовываем язык и водим им из стороны в сторону, «лошадка» — цокаем языком и т.п.);
Занимайте малышей делами, которые требуют мелкой работы пальцев – игры с пуговицами, крупой, маленькими игрушками, лепка, рисование пальчиковыми красками и т.п.
Последнее редактирование: 1 мес. 19 ч. назад от AlinaN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: krystyna04, Berezka
Нормы и отклонения речи 1 мес. 20 ч. назад #3267
  • AlinaN
  • AlinaN аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 74
  • Спасибо получено: 136
Речь ребенка в 4 года, нормы.
В идеале, малыш 4-х лет обязан владеть словарным запасом в пределах 3 000 слов. Богатство языка отражается в том, как ваше чадо строит предложения. По требованиям, которые предъявляют специалисты (логопеды, педиатры, неврологи), малыш должен уже говорить сложными предложениями:
• сложносочиненными («Солнышко спряталось, и пошел дождик».);
• сложноподчиненными («Мы подрались, потому что Егор меня стукнул».)
Что стоит считать отклонениями в развитии речи в 4 года и на что стоит обратить внимание:

В этот период ребенок еще не произносит некоторые звуки вообще или заменяет их на другие: «плинц» вместо «принц», «сыска» вместо «шишка» и т.д.
В таком возрасте начинаются логопедические упражнения на исправление подобных недостатков, которые не являются грубыми отклонениями. Обычно все упражнения связаны с укреплением мышц языка и губ, которые участвуют в образовании звуков.
Словарный запас четырехлетнего малыша беден, состоит только из слов, которые придуманы им самим и непонятны для других. Это веский повод для того, чтобы обратиться к специалистам, которые проведут обследование речи ребенка в 4 года.
Очень редко бывают такие случаи, когда малыш просто ленится общаться. Такое возможно в семьях, где растет один ребенок, а родители и бабушки-дедушки понимают его с полуслова и спешат выполнить все, что он просит.
Настоящие причины отклонений в силе установить только врач, так же как и назначить соответствующее лечение.
Как помочь малышу?
Очень хорошо помогает развивать речь одновременная лепка и рассказывание сказки
Полезна также и аппликация.
Также результативны и игры с песком, мокрым и сухим. Мелкие песчинки очень хорошо массируют пальчики, недаром детей любого возраста так манит песочница;
Игры в воде, когда малыш пытается поймать ускользающее от него мыло, переливает воду из различных емкостей в другие;
И, конечно же, конструктор. Сейчас в продаже так много конструкторов и мозаик, пазлов и кубиков, мягких и твердых, крупных и мелких, пластмассовых, деревянных, металлических и тканевых. На любой вкус и кошелек. Здесь важный момент – не покупать слишком мелких и трудных деталей для возраста 4-х лет. Они могут представлять опасность для жизни ребенка и сложность для самостоятельных занятий.
Последнее редактирование: 1 мес. 19 ч. назад от AlinaN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: krystyna04, Berezka
Нормы и отклонения речи 1 мес. 19 ч. назад #3268
  • AlinaN
  • AlinaN аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 74
  • Спасибо получено: 136
В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас (до 2500-3000 слов), может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее), в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты).

Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей во время игры, а также начинает задумываться над своей речью, может придумывать «свои» слова. В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы.
Диагностика речевого развития детей 5 лет
Может ли ребенок развернуто описать предмет или определить предмет по перечисленным признакам, подбирать синонимы? Например, круглый, красный, резиновый – «мяч».
Умеет ли контролировать громкость голоса, замедлять или ускорять темп речи?
Как ребенок отвечает на ваши открытые(!) вопросы: кратко и сухо или развернуто, логично и эмоционально? Например, вопрос «Что тебе особенно понравилось и запомнилось в зоопарке?» — «Всё» (краткий ответ), «Как плавал бегемот, олень кушал траву и бегал с оленятами…» (развернутый ответ)
Составляет ли по картинке рассказ?
Какие ошибки обычно допускает в речи ребенок? Особенно обратите внимание на согласование существительных (в роде, числе, падеже), ударение. Например, ребенок может говорить: «много окнов» (вместо «много окон»)
Возможно, вы заметили, что, отвечая на наши вопросы, ребенок допускает недочеты. Не стоит расстраиваться, у вас еще есть время (до школы), чтобы всё исправить.
В этом вам помогут следующие упражнения:

Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).
Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)
«Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»
Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» — тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» — тренируем склонение по падежам.
Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».


Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.
Последнее редактирование: 1 мес. 19 ч. назад от AlinaN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: krystyna04, Berezka
Нормы и отклонения речи 1 мес. 19 ч. назад #3270
  • AlinaN
  • AlinaN аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 74
  • Спасибо получено: 136
Показатели речевого развития детей 6-7 лет

В норме словарный запас ребенка 6-7 лет насчитывает от 3500 слов (в 7 лет словарный запас может достигать до 7 000 слов).
Дошкольник активно использует образные выражения, метафоры («солнечная улыбка», к слову сказать и т.д.). Выстраивает грамматически верные предложения (склоняет все члены предложения по роду, числу и падежу). Причем, несколько простых предложений ребенок может объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее.
В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам. При этом часто при пересказе второстепенные детали сюжета опускаются, ведь все внимание ребенка сконцентрировано на основных персонажах.
Дошкольник 6-7 лет может не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждать о возможном значении незнакомых выражений.
Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации. Дети 6-7 лет очень любят рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями.
Как развивать речь ребенка в 6-7 лет?
Основным источником развития речи ребенка 6 лет, как и в более младшие периоды, остается общение со взрослыми.
Разговаривайте с дошкольником как можно чаще, спрашивайте, как он провел свой день, обсуждайте прочитанные вместе книги, просмотренные мультфильмы. Темой для разговоров могут быть совместные посещения театра, цирка, выставок. Такие мероприятия не только разовьют речь, но и расширят кругозор ребенка.
Рекомендуем пересмотреть домашнюю библиотеку и дополнить книгами, соответствующими возрасту. Как правило, дети 6 лет предпочитают книги о жизни животных (особенно манят динозавры), приключенческие повести (например, Николай Носов «Незнайка на луне») и детские детективы.
Научите ребенка пересказывать и без стеснения говорить на публике.Ораторское искусство – навык, который пригодится и сослужит верную службу на протяжении всей жизни.Освоить выступление на публике вам поможет игра «в школу».
Попросите ребенка выучить стихотворение или подготовить небольшой пересказ. И предложите поиграть: «Давай мы потренируемся. Представь, что я учительница, а папа – ученик, ты вышел рассказывать к доске стихотворение». Папа для пущей убедительности может вести себя как типичный ученик, а вы сделать голос, как у учительницы и вызвать ребенка к доске.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: krystyna04, Berezka
Нормы и отклонения речи 1 мес. 19 ч. назад #3271
  • AlinaN
  • AlinaN аватар
  • Не в сети
  • Захожу иногда
  • Сообщений: 74
  • Спасибо получено: 136
Итак, давайте посмотрим, что должен знать и уметь ребенок в 2,5 года:
Повторять за взрослым несложное предложение из нескольких известных и понятных слов;
Использовать речь для общения со взрослыми и другими детьми;
Отвечать на простые вопросы, которые требуют простых ответов;
Проговаривать свои действия, играя или занимаясь чем-то в быту;
Выслушать небольшой рассказ из книги, где нет картинок;
Словарный запас — около 1000-1200 слов.
Хотите, чтобы у вашего малыша в будущем была красивая чистая речь, чтобы ему было легко учиться в школе, устанавливать контакт и общаться с другими людьми? Позаботьтесь об этом уже сейчас. Вот, что вы можете сделать:
Если кроха еще не превратился в почемучку, то скоро это произойдет. Не оставляйте без внимания его вопросы, готовьтесь давать доступные его возрасту ответы;
Показывая предметы, обязательно проговаривайте не только их названия, но и некоторые характеристики (размеры, цвета, назначение, температура, вкус и т.п.). Если возможно, дайте ему ощутить ту или иную характеристику, например, гладкость книжной обложки, холод продуктов из холодильника, сладость банана. Помните, что требуется многократное повторение. Время от времени проверяйте как, малыш усвоил новое слово;
Читайте ребенку книги и рассказывайте, что изображено на иллюстрациях, и ему тоже задавайте вопросы по картинкам. Вы можете превратить совместные чтения любимых сказок в увлекательную игру.
Когда бить тревогу?
К логопеду нужно идти, если у малыша очень маленький словарный запас. Некоторые дети даже не произносят самых простых слов: «мама», «киса», «дай» и т.п. Зато очень охотно лепечут на своем «тарабарском» языке, жестикулируют вместо того, чтобы объяснить, что хотят или «мычат» и «ыкают».
Отклонения от нормы есть и когда малыши не интересуются новыми словами, не пытаются их повторять, не могут составить коротенького предложения из 3-5 слов.
Кроме того, в речи ребенка от 2,5 до 3 лет должно присутствовать подавляющее большинство звуков. Пусть даже они не всегда четко выговариваются (пока еще это нормально). Если малыш пользуется лишь 10-15 звуками, есть повод задуматься.
Последнее редактирование: 1 мес. 19 ч. назад от AlinaN.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: krystyna04, Berezka
Нормы и отклонения речи 1 мес. 12 ч. назад #3305
  • krystyna04
  • krystyna04 аватар
  • Не в сети
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 410
  • Спасибо получено: 571
Хочу немного написать в этой теме о том, что иногда бывают исключения из правил. Но это не всегда плохо. Приведу пример, мой сын не очень мало говорил до трёх лет, но сейчас болтает во все, правда, по существу. Так же у моей подруге сын вообще до трёх не говорил, но как пошёл в школу, то стал заводилой класса, так как болтал без умолку. :cheer: Мальчики, они иногда не хотят говорить, либо делать, то что делают девочки в таком же возрасте, и это нормально на мой взгляд. Так как даже взрослее, мальчики существенно отличаются от девочек. Мужчина не должен быть через чур разговорчивый, это удел женчин. Мы все разные, поэтому и способности тоже разные. Я сужу по своим. Девочки гораздо ответственней и внимательней, нежели мальчики, зато мальчики могут концентрироваться на одной вещи. А девочки , они везде, асе слышат, но зачастую не в деталях, более поверхностно, так как редко вникают. Поэтому, зачастую мальчики больше разбираются в математике, но опять-таки не всегда. В общем, очень тяжело иметь какие либо стандарты, но это сугубо моё мнение. Я просто сужу по своим детям.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Berezka, Ninette, AlinaN
Нормы и отклонения речи 1 мес. 9 ч. назад #3311
  • Ninette
  • Ninette аватар
  • Не в сети
  • Давно я тут
  • Сообщений: 100
  • Спасибо получено: 109
Алина, прошу прощения! а Вы как-то связаны с неврологией и логопедией? или это просто для Вас актуальная тема,которой вы поделились?
дело в том,что мои мальчики оба имеют проблемы с речью. я сбила пороги всем неврологам, логопедам, дефектологам-руками разводят, тк явных причин нарушений не находят..пичкают всем подряд и списывают все на то,что я плохая мать....хотя я стараюсь заниматься с ними, может не очень качественно,но все же..кто-то вообще забивает на детей , сидит в интернете часами или с подружками трещит, и не занимается с ребенком вообще, а ребенок очень качественно и быстро развивается, имеет отличную речь...вот и как тут быть?
Последнее редактирование: 1 мес. 9 ч. назад от Ninette.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Berezka, AlinaN
  • Страница:
  • 1
  • 2
  • 3