Почему аристократы прошлого были так хорошо образованы?

Почему аристократы прошлого были так хорошо образованы?

В нашей культурной истории существуют ощутимые водоразделы между поколениями. Прежде всего, это обусловлено историей клятого двадцатого века. Революция искусственно создала два совершенно разных народа, разительно отличающихся друг от друга:

  • уровнем развития. Отличное образование, грамотная речь, широкий кругозор, объем прочитанных книг, практически энциклопедические знания, знание этикета, манеры – буквально первый взгляд на фото этих людей как бы кричит – «я аристократ».
  • уровнем навыков. Владение иностранными языками, умение профессионально танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах, объем знаний и умений представителей позапрошлой эпохи просто поражает.

И, как, спрашивается – они смогли достигнуть такого уровня?

Чтобы ответить на данный вопрос я почитала мемуары дворян прошлого и позапрошлого столетия, уделяя внимание на особенности воспитания и образования. Я постараюсь объяснить этот феномен с позиции психологии.

Первое. Формат обучения мы бы сейчас назвали элитарным. Обучали детей дома в привычной для них среде, в классной комнате. Распорядок был, как правило, спартанский: блюдо утром и вечером, занятия, прогулка верхом или другие физические упражнения, свободное время и отбой – это если обобщить. У ребенка с самого детства были гувернеры, далее учителя. Позже девочку или мальчика могли отдать в гимназии.

Второе. Развитие – всестороннее. Вы умеете петь, танцевать, владеете музыкальным инструментом? А ведь это было необходимо! И наличие этих навыков отвечает на вопрос –

почему представители той эпохи владели иностранными языками в таком количестве. Все дело в очень хорошем слухе!

Если вы прекрасно слышите музыку – вы отлично воспримите чужой язык на слух. Это взаимосвязано. Есть еще одна неочевидная взаимосвязь, открытая и научно подтвержденная выдающимся психологом Львом Выготским:

если ребенок изучает иностранный язык, то он лучше владеет своим родным языком.

То есть пишет и говорит грамотно за счет постоянного сравнения двух или трех разных грамматических систем. А ведь надо заметить, раньше изучали латынь, греческий и церковно-славянский языки – целых три классических языка! Не мудрено, что наши предки прекрасно понимали первоосновы российской словесности, историю языка: где рунница, где буквица – а где глаголица с кириллицей.

Еще один фактор – люди много писали, читали, сочиняли стихи, вели дневники. Читая воспоминания дворян, нет-нет да встречаются их стихи или юморные стишки на злобу дня, зарисовки, любительские фото – это воистину творческие люди, которые оставила огромное количество культурного наследия после себя.  Поход в театр – и позже в дневнике отзыв на спектакль, зарисовка. Отличной чертой российского дворянства является любовь к творческим вечерам, культурному досугу в тесном кругу. Сегодня это характерно только для богемы и то – не слишком часто.

Резюмируя, могу заключить, что не так уж и загадочны эти причины различий между нами, людьми двадцать первого и девятнадцатого века. Если системно вернуть эти особенности в среду современную – то это даст нам поколение очень образованных людей. Другой вопрос, что современной системе это ненужно вообще. Плебсом безродным управлять куда проще. Плебс – это прежде всего электорат. Но кто мешает взять вопрос образования своих детей в свои руки, а не передавать свое чадо целиком и полностью на откуп бездушной системы?

Комментарии (8)

This comment was minimized by the moderator on the site

Алена, большое спасибо за статью. За возвращение нас к Жизни.

 
This comment was minimized by the moderator on the site

Замечательная статья! Думаю, все прекрасно понимают что дворянство было всесторонне развито благодаря существующей в то время системе образования. Беда в том, что сейчас целенаправленно уничтожают то, что еще можно назвать образованием. Да, так...

Замечательная статья! Думаю, все прекрасно понимают что дворянство было всесторонне развито благодаря существующей в то время системе образования. Беда в том, что сейчас целенаправленно уничтожают то, что еще можно назвать образованием. Да, так легче управлять людом. Взять в свои руки образование детей? Мне кажется, что сейчас это единственный выход. Но, ни так-то это просто, и на это есть ряд причин... Однако, под лежачий камень вода не течет. Хочется верить, что лёд тронется.

Подробнее
 
This comment was minimized by the moderator on the site

Я 1000 раз убедилась, что качественное образование в детстве (а не ВУЗы) даёт дорогу в жизнь. Потому что все навыки обретаются именно ребёнком. Позже вроде и хочешь чему-то научиться, но это всегда будет стоить титанических усилий и вложений...

Я 1000 раз убедилась, что качественное образование в детстве (а не ВУЗы) даёт дорогу в жизнь. Потому что все навыки обретаются именно ребёнком. Позже вроде и хочешь чему-то научиться, но это всегда будет стоить титанических усилий и вложений огромного количества времени. Абсолютно согласна, что образованием детей нужно заниматься самостоятельно. И если не полностью на семейном обучении, то хотя бы расширять школьную программу, искать дополнительные материалы с ребёнком и обсуждать их.

Подробнее
 
This comment was minimized by the moderator on the site

Да,это так. Бабушка учила меня правильно говорить,я свою подругу. Ине хотелось,чтобы мое окружение своей речью не резало мне слух. В подростковом возрасте хотелось одеваться с кружевными воротниками и брошами на них из палехской росписи. После...

Да,это так. Бабушка учила меня правильно говорить,я свою подругу. Ине хотелось,чтобы мое окружение своей речью не резало мне слух. В подростковом возрасте хотелось одеваться с кружевными воротниками и брошами на них из палехской росписи. После пошел период с натуральными камнями.У меня осталась от бабушки библиотека.Еще она приучала меня к столовому серебру. Это все осталось и в голове и в крови. Это память Рода,память Души.

Подробнее
 
This comment was minimized by the moderator on the site

продолжение

То забитая мыши вырастит. Не более того. Я, как говориться сама не видела, но мне лично слабо вериться, что детей из дворянства, с голубой кровью - били с детстве. Родители, либо гувернантки, либо в лицее учителя. В крестьянской...

продолжение

То забитая мыши вырастит. Не более того. Я, как говориться сама не видела, но мне лично слабо вериться, что детей из дворянства, с голубой кровью - били с детстве. Родители, либо гувернантки, либо в лицее учителя. В крестьянской семье, да! И сейчас. Такое воспитание. Оры, крики, шлепки.
Некотороые говорят,что это раньше было такое. Нет. Сейчас иначе. Может. Но большинство прибегает, к тому, как их воспитывали.

Подробнее
 
This comment was minimized by the moderator on the site

Да, все так. Но и многие родители, не особо образованные. Не могут своего ребенка научить. Причин, конечно много. Сейчас есть интернет, сейчас вроде много открытой информации. Бери, делай. НО но их так много. Мне например, не нравиться, когда...

Да, все так. Но и многие родители, не особо образованные. Не могут своего ребенка научить. Причин, конечно много. Сейчас есть интернет, сейчас вроде много открытой информации. Бери, делай. НО но их так много. Мне например, не нравиться, когда говорят. Что ранее были более образованные, многое могли и одно из причин этому христианство. Вот они были послушны, не смели пискнуть, их били, даже царских детей. Может строгость была. Но если с детства говорить ребенку и шикать на него - головы не поднимай. Будь скромным, лупить его.

Подробнее
 
This comment was minimized by the moderator on the site

Да, казалось бы раньше не было таких удобств, как сейчас. А люди были человечней, образованней, и порядочней! А сейчас есть удобство, но все качества ушли на второй план, а то и дальше! Скоро разучатся и писать. Культурные вечера, такого понятия...

Да, казалось бы раньше не было таких удобств, как сейчас. А люди были человечней, образованней, и порядочней! А сейчас есть удобство, но все качества ушли на второй план, а то и дальше! Скоро разучатся и писать. Культурные вечера, такого понятия нет в обществе!

Подробнее
 
This comment was minimized by the moderator on the site

Статья на злобу дня. Согласна, что заниматься и своим образованием (нам оно нужно) и образованием детей нужно самостоятельно. Вы не представляете себе насколько видна разница в образе мышления и уровне жизненных ценностей у тех кто занимается...

Статья на злобу дня. Согласна, что заниматься и своим образованием (нам оно нужно) и образованием детей нужно самостоятельно. Вы не представляете себе насколько видна разница в образе мышления и уровне жизненных ценностей у тех кто занимается самообразованием и саморазвитием и тех , кто хотя бы стоит на месте. Среди детей тоже очень видна разница. Многие ставят обучение в саду или школе за основу. Но это неверно. Школа "чисто физически" не может дать всё необходимое. Семья это основа и ценностные ориентиры прививаются в семье.

Подробнее
 
Будьте первым, кто оставить здесь комментарий!