3 принципа аристократического образования: как обучали и воспитывали детей дворяне. Читайте, как им удавалось достичь высочайшего уровня знаний.

В нашей культурной истории существуют ощутимые водоразделы между поколениями. Прежде всего, это обусловлено историей клятого двадцатого века. Революция искусственно создала два совершенно разных народа, разительно отличающихся друг от друга:

  • уровнем развития. Отличное образование, грамотная речь, широкий кругозор, объем прочитанных книг, практически энциклопедические знания, знание этикета, манеры – буквально первый взгляд на фото этих людей как бы кричит – «я аристократ».
  • уровнем навыков. Владение иностранными языками, умение профессионально танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах, объем знаний и умений представителей позапрошлой эпохи просто поражает.

И как, спрашивается – они смогли достигнуть такого уровня?

Чтобы ответить на данный вопрос, я почитала мемуары дворян прошлого и позапрошлого столетий, уделяя внимание особенностям воспитания и образования. Я постараюсь объяснить этот феномен с позиции психологии.

Первое. Формат обучения мы бы сейчас назвали элитарным. Обучали детей дома в привычной для них среде, в классной комнате. Распорядок был, как правило, спартанский: блюдо утром и вечером, занятия, прогулка верхом или другие физические упражнения, свободное время и отбой – это если обобщить. У ребенка с самого детства были гувернеры, далее учителя. Позже девочку или мальчика могли отдать в гимназию.

Второе. Развитие – всестороннее. Вы умеете петь, танцевать, владеете музыкальным инструментом? А ведь это было необходимо! И наличие этих навыков отвечает на вопрос –

Почему представители той эпохи владели иностранными языками в таком количестве? Все дело в очень хорошем слухе!

Если вы прекрасно слышите музыку – вы отлично воспримите чужой язык на слух. Это взаимосвязано. Есть еще одна неочевидная взаимосвязь, открытая и научно подтвержденная выдающимся психологом Львом Выготским:

Если ребенок изучает иностранный язык, то он лучше владеет своим родным языком.

То есть пишет и говорит грамотно за счет постоянного сравнения двух или трех разных грамматических систем. А ведь надо заметить, раньше изучали латынь, греческий и церковно-славянский языки – целых три классических языка! Не мудрено, что наши предки прекрасно понимали первоосновы российской словесности, историю языка: где рунница, где буквица – а где глаголица с кириллицей.

Еще один фактор – люди много писали, читали, сочиняли стихи, вели дневники. Читая воспоминания дворян, нет-нет да встречаются их стихи или юморные стишки на злобу дня, зарисовки, любительские фото – это воистину творческие люди, которые оставили огромное количество культурного наследия после себя.  Поход в театр – и позже в дневнике отзыв на спектакль, зарисовка. Отличной чертой российского дворянства является любовь к творческим вечерам, культурному досугу в тесном кругу. Сегодня это характерно только для богемы, и то – не слишком часто.

Резюмируя, могу заключить, что не так уж и загадочны эти причины различий между нами, людьми двадцать первого и девятнадцатого века. Если системно вернуть эти особенности в среду современную – то это даст нам поколение очень образованных людей. Другой вопрос, что современной системе это ненужно вообще. Плебсом безродным управлять куда проще. Плебс – это прежде всего электорат. Но кто мешает взять вопрос образования своих детей в свои руки, а не передавать свое чадо целиком и полностью на откуп бездушной системе?