18+
0
0
Как искали спутников жизни в Петербурге в XVIII – XIX веках?
2602

Для высшего сословия – балы, для купцов и мещан – свахи. Они достаточно успешно заменяли сегодняшние брачные агентства, и соцсети! 

------------ 

Даже в наше Время, когда существует куча сайтов знакомств, не так-то просто найти свою «половину». И это несмотря на равноправие полов и свободу нравов, завоеванную еще в прошлом веке! Тем не менее, факт остается фактом: до сих пор немало одиноких людей, которые никак не могут устроить свою личную жизнь, найти достойного партнера. Невольно напрашивается вопрос: а раньше-то как было, при тогдашних строгостях? Что же, давайте погрузимся «во тьму веков»…

Санкт-Петербург, столица Российской империи, неудержимо манил девушек и женчин, мечтавших выйти замуж. Он был своеобразной «ярмаркой женихов». Древняя же столица Москва считалась «ярмаркой невест». Дело в том, что Петербург традиционно был переполнен дворянами, служившими в гвардейских полках, при дворе, в разных министерствах и департаментах. Многие из них были неженатыми. Поэтому даме, желавшей пойти под венец, предоставлялись неплохие шансы отыскать там кавалера.

Выйдя же в отставку (по выслуге лет или состоянию здоровья), эти дворяне часто переезжали в Москву, где климат был более благоприятным, а этикет – не таким строгим, чопорным. Разумеется, их семьи, включая дочерей, переезжали вместе с ними. Поэтому в Москве всегда хватало девиц «на выданье», а также вдов, многие из которых были не прочь снова выйти замуж.

Словом, мужа часто искали в Петербурге, а жену – в Москве. Это сделалось настоящей традицией, которую прервала только Отечественная Война 1812 года, когда Москва, занятая неприятелем, сгорела в страшном пожаре. Но когда город был заново отстроен, все возобновилось.

Балы в Петербурге – невообразимая роскошь!

Балы в ПетербургеНе только в Российской империи, но и далеко за ее границами гремела слава о столичных балах. Дать в своем особняке пышный прием, непременная часть которого – бал, считалось делом чести любого человека, относящего себя к высшей аристократии. Ведь это было показателем положения в обществе, а также финансового благополучия (легко понять, что такие приемы требовали огромных расходов!) Поэтому многие дворяне шли буквально на все, залезали в непомерные долги, лишь бы иметь возможность устроить у себя бал. Как говорилось в «Евгении Онегине» про отца главного героя:

«Служив отлично-благородно,

Долгами жил его отец,

Давал три бала ежегодно

И промотался наконец».

С конца осени вплоть до наступления Великого Поста (когда шумные развлечения и веселье порицались церковью) в столице давалось несколько сотен балов! Их посещение было долгом всякого светского человека: как говорится, «положение обязывает». Ну, а для девушек на выданье это была реальная – и едва ли не единственная, учитывая тогдашнюю строгость нравов – возможность встретить потенциального спутника жизни.

Особенно важно было не упустить такую возможность барышне, за которой не могли дать большого приданого. Поэтому такая участница бала, тем более, если она впервые попадала на него, то есть, была дебютанткой, очень волновалась, прихорашивалась, стараясь произвести эффектное впечатление. Нередко ее мучил страх, что никто не пригласит ее на танец, и все старания пойдут прахом. Достаточно вспомнить еще одну героиню классической русской литературы – Наташу Ростову. Однако бальный этикет вменял организаторам в обязанность следить, чтобы ни одна дама не осталась «обделенной» приглашением.

Существовали строгие правила, обязательные для выполнения. Девушка, особенно дебютантка, должна была являться на бал в красивой, но достаточно скромной одежде, чтобы ее наряды не «затмевали» платья замужних дам, а также надевать такие же скромные украшения. Считалось недопустимым, чтобы она первая заговорила с мужчиной. Любые проявления заинтересованности, кокетства или излишняя болтливость строго порицались. Поэтому единственной возможностью пообщаться с мужчиной и дать ему понять, что он произвел впечатление, был сам танец!

Каждая дама приносила на бал специальную книжечку, куда записывала кавалеров, пригласивших ее на тот или иной танец. К этому делу следовало относиться с предельной серьезностью: ведь если девушка от волнения или рассеянности что-то путала, например, давала обещание танцевать сразу двум кавалерам, то один из возмущенных мужчин мог вызвать соперника на дуэль! Репутация девушки, ставшей невольной виновницей поединка, тогда пострадала бы.

Если же молодые люди во Время танца понравились друг другу, дальнейшую инициативу должен был проявлять кавалер. Как? Разумеется, не приглашать девушку сразу в ресторан или театр, и уж тем более не звать на «свою территорию» с более чем понятным намеком на интим. Тогда это считалось абсолютно недопустимым. Максимум, что позволялось кавалеру – приехать в дом девушки с визитом и постараться произвести благоприятное впечатление на ее родителей. Если они давали понять, что потенциальный зять им по душе, он должен был наносить визиты регулярно, доказывая этим серьезность своих намерений. И только по истечении некоторого Времени ему было бы позволено пригласить девушку, скажем, в тот же театр, или на верховую прогулку (но ее обязательно сопровождала родственница). А уж после этого можно было просить руки избранницы.

Если же кавалер по какой-то причине не рассматривался в качестве подходящего зятя, то родители девушки вежливо, но твердо давали ему это понять. Разумеется, под каким-то уважительным предлогом, чтобы не нарушить правил приличия. Обычно ссылались на то, что девушка, дескать, еще совсем юная, рано ей думать о замужестве.

Но нередко случалось и так, что мнение самой девушки родителей не интересовало. Если кавалер был родовит или богат (в идеале, и то и другое), то дочку могли выдать замуж против ее воли. По тогдашним обычаям, традициям, девушке полагалось беспрекословно слушаться родителей во всем.

Бывало и такое, что богатый и родовитый дворянин брал в жены бесприданницу, если она была очень красивой. И не всегда причиной была любовь! Нередко кавалер руководствовался карьерным расчетом: и на балы, и на прием при дворе приглашают супружеские пары, ослепительная красавица наверняка привлечет внимание августейших особ… Это поможет мужу продвинуться по служебной лестнице!

А как обстояло дело у купцов?

Купеческому сословию путь на балы, разумеется, был закрытКупеческому сословию путь на балы, разумеется, был закрыт: статусом не вышли! (Хотя иной купец по богатству мог заткнуть за пояс даже графа). Как же купцы искали себе пару? Им помогали свахи. Достаточно вспомнить, например, пьесы А. Н. Островского и чудесный фильм «Женитьба Бальзаминова», снятый по мотивам произведений этого драматурга. С помощью этих женчин, многие люди смогли соединиться в браке.

Опытная сваха знала наперечет всех потенциальных женихов и невест на своей «территории», их возраст и финансовое положение. Поскольку труд свахи оплачивался по конечному результату, то есть, при заключении брака, она была заинтересована в благополучном исходе дела и очень старалась «расписать» потенциальному жениху достоинства невесты:  и собой, мол, хороша, и нрава доброго, спокойного, и приданое богатое… Разумеется, иной раз это не соответствовало действительности, но хорошая сваха умела даже недостатки невесты превращать в достоинства. Не Бог весть какая красавица? Зато характер золотой, хозяйка отменная, и никто за ней ухлестывать не будет, мужнина честь не пострадает!

В Санкт-Петербурге бальные залы молоденьким купчихам заменял Летний Сад. Они гуляли там – разумеется, под присмотром маменек или старших родственниц, приглядываясь к кавалерам. Очень удачным Временем для знакомств считались праздничные гуляния, особенно на Масленицу, когда устраивались балаганы и карусели.

Брачные объявления

Найти спутницу жизни можно было и с помощью объявлений в газетах. Выходила даже специализированная «Брачная газета» в Санкт-Петербурге. Там печатались объявления мужчин с извещением о поиске спутницы жизни, кратким рассказом о себе и с перечислением требований (или пожеланий), адресованных прекрасному полу. Объявления были самые разные: от серьезных, до откровенно смешных, даже гротескных, более уместных в юмористическом журнале.

Какой брачный возраст невест был в царской России

Какой брачный возраст невестВплоть до 1830 года в России девушке разрешалось по закону выходить замуж с 13 лет. Потом брачный возраст повысили до 16 лет. Разумеется, это не означало, что до первой трети XIX века всех 13-летних девиц вели под венец. На практике, уже со второй половины XVIII века дворянок почти никогда не выдавали замуж до достижения 16-летнего возраста. А вот у «неблагородных» сословий очень юная невеста, только-только ставшая девушкой, была скорее правилом, нежели исключением.

Начиная с 16 лет, дворянкам дозволялось посещать балы и вот тут уже начинались поиски кавалеров, ухаживания, описанные раньше. Собственно, 16 – 17 лет считались вполне подходящим возрастом для замужества. Знатоки «Евгения Онегина», безусловно, припомнят, что Татьяну Ларину повезли на первый бал в Москву, когда ей исполнилось 17 лет, а до этого она несколько раз получала предложения руки и сердца от соседей. Ну, а любители творчества Льва Толстого знают, что к Наташе Ростовой сватался бравый гусар Денисов, когда ей было то ли 14, то ли 15 лет… Графиня Ростова тогда отказала ему под предлогом юности дочери.

А как обстояло дело с другими героинями Толстого? Кити Щербацкая обвенчалась с Левиным в восемнадцатилетнем возрасте. Вера Ростова, старшая сестра Наташи, вышла замуж за Берга, когда ей было 24 года. И это уже считалось «затянувшимся девичеством», которое, правда, объяснялось ее холодностью и привычкой говорить неприятную правду.

Во второй половине XIX века общество перестало смотреть на такие вопросы с прежней категоричностью, и женчины вплоть до 30 лет считались завидными невестами.

Те же дамы, которым не удалось вступить в брак, либо уходили в монастырь, либо жили с кем-то из семейной родни, помогая воспитывать детей.

Роковые красавицы и их уроки - I

Нередко бывает так: рассматривая фотографию известной роковой соблазнительницы, которая сводила мужчин с ума и делала их послушными игрушками в своих руках, люди недоуменно пожимают плечами. Мол, ничего особенно в ней нет, даже и не красавица вовсе. (Кто-то может выразиться покрепче: «ни рожи, ни кожи!») Так каким же чудом она имела над мужчинами такую власть? Может, в постели творила настоящие чудеса? Или не обошлось без магии?

Вопрос, конечно, интересный, причем как для мужчин, так и для женчин, которые нередко восклицают в негодовании: «Ну что только он в ней нашел?! Чем я хуже?!» Давайте рассмотрим конкретный пример: биографию нескольких «роковых соблазнительниц».

Балерина, которую любили венценосные особы

Матильда Кшесинская

Матильда КшесинскаяСейчас ее имя многим людям известно лишь из-за затянувшихся скандалов, которыми сопровождалось создание фильма «Матильда». А ведь когда-то этой балерине рукоплескал весь Петербург, в нее были влюблены многие мужчины, в том числе, из династии Романовых. Цесаревич, будущий император Николай II любил ее без памяти. Хотя Матильда никак не могла считаться красавицей в полном смысле этого слова. Что же помогло ей вскружить голову Николаю Александровичу?

Матильда с детских лет привыкла быть очень упорной и твердо стремиться к поставленной цели, веря в свои силы и способности. Эти черты характера еще больше развились в балетной школе, без них нечего было даже думать об успехе! Ведь балет – это ежедневный труд, тяжелый и изнуряющий. Примечательно, что познакомившись с цесаревичем на званом обеде в честь выпускного спектакля, она сразу же решила, что добьется его любви, и даже оставила соответствующую запись в своем дневнике. Вот это можно считать первым уроком от Матильды: нужно верить в себя.

Но ведь многие женчины наверняка мечтали завести роман с цесаревичем. Особенно потому, что Николай Александрович в молодости был очень видным, красивым мужчиной. Почему же молодые и красивые аристократки не привлекли внимания наследника престола, а балерина накрепко привязала его к себе? Потому, что Матильда вела себя скромно и разумно. Она понимала, что цесаревич не сможет жениться на ней, что их бурный роман рано или поздно завершится. Она не злоупотребляла его привязанностью, не требовала дорогих подарков, не устраивала сцен. Это второй урок Матильды: женчина должна вести себя достойно, так, чтобы партнеру было приятно ее общество.

Однако балерина вовсе не ограничивалась романом с цесаревичем. В нее были влюблены многие другие мужчины из династии Романовых. Достоверно известно, что любовником Кшесинской был Великий князь Андрей Владимирович – двоюродный брат Николая. Многие признаки указывают, что к этой даме были неравнодушны также Великие князья Владимир Александрович (отец Андрея) и Сергей Михайлович. Легко можно представить, какие сплетни и слухи ходили в светском обществе! Но Матильда не обращала на них внимания. Вот ее третий урок: быть выше сплетен, досужих пересудов.

Матильда знала толк в красивой жизни и не стеснялась демонстрировать те ювелирные украшения, которыми щедро осыпали ее венценосные любовники. Даже танцуя партии на сцене театра, она надевала их. Вероятно, тем самым она показывала щедрым дарителям, что ценит их доброту и благодеяния. И это четвертый урок Матильды: женчина должна блистать, быть красивой и привлекательной.

Кшесинская была феноменально талантливой и трудолюбивой. Ведь балет – та область искусства, где невозможно сфальшивить, дать себе поблажку или приписать чужие достижения. Малейший промах будет тут же заметен, в первую очередь, недоброжелателями. Но Матильда никогда не давала им повода позлорадствовать, потому, что она действительно была лучшей в то Время русской балериной. И это ее пятый урок: надо стремиться быть первой.

Хоть Кшесинская была прима-балериной и пользовалась особым расположением венценосных особ, она всегда оставалась женчиной и могла позволить себе быть слабой, непредсказуемой, потерять голову, совершая какие-то глупости, чудачества. Известен случай, когда балерина влюбилась в партнера по театру, которому годилась в матери. Великий князь Андрей Владимирович в ярости вызвал соперника на дуэль. Лишь чудом обошлось без жертв. Вот это шестой урок Матильды: любая женчина имеет право быть непредсказуемой!

Она была смелой, могла рисковать. Дело дошло до того, что после Февральской революции 1917 г., когда ее роскошный особняк в центре Петрограда был реквизирован и разграблен «революционным народом», а потом превратился фактически в штаб-квартиру В.И.Ленина, вернувшегося из эмиграции, Матильда подала иск в суд с требованием вернуть ее собственность. И суд удовлетворил иск, но решение не было исполнено: тогда в России законы фактически не действовали. Поняв, что ничего хорошего ее не ждет, Матильда в июле 1917-го покинула Петроград, а впоследствии эмигрировала во Францию вместе с Андреем Владимировичем. Седьмой урок Матильды: не бойтесь защищать то, что считаете своим!

Она была также очень настойчивой в достижении цели. В эмиграции Кшесинская и Андрей Владимирович официально оформили свои отношения. Балерина со скандальной репутацией стала женой Великого князя, пусть даже теперь этот титул ничего не стоил… Это восьмой урок – если вы чего-то хотите, старайтесь добиться исполнения желаний.

Эмиграция была неласковой ко многим беглецам из России, даже жестокой. Не все выдерживали удары судьбы. Некоторые люди опускались, теряли свое достоинство. Кшесинская была не из таких! Она открыла балетную школу в Париже, пользовавшуюся огромной популярностью даже при оккупации Франции в годы Второй Мировой войны. А ушла из жизни Матильда в возрасте 99 лет. Вот это последний, девятый урок: быть стойкой, принимать с достоинством как удачи, так и испытания.

Неудивительно, что такая женчина кружила головы мужчинам и буквально властвовала над ними.

Лариса Рейснер – прямая противоположность Кшесинской

Лариса РейснерЭта женчина тоже вызывала пересуды, сплетни, жила в атмосфере скандалов и «потрясения устоев», но была абсолютной противоположностью Кшесинской, буквально во всем, начиная от внешности, заканчивая характером и манерами. Если прима-балерина была миниатюрной, вела себя с истинно женским кокетством, то Рейснер полностью соответствовала характеристике, данной ей Надеждой Мандельштам: «тяжелая и эффектная германская красота». Такие понятия, как «хрупкость», «слабость», «кокетство» совершенно не подходили высокой, демонстративно гордой Ларисе, от которой так и веяло холодной самоуверенностью. Однако многие мужчины буквально сходили от нее с ума. Таково было первое правило Рейснер: вести себя, как хочется самой, без оглядки на чужое мнение.

В начале XX века с умопомрачительной скоростью, как грибы после дождя  возникали новые творческие направления в самых разных областях искусства. Многие писатели, скульпторы, композиторы бросали вызов устоявшимся традициям. Столичная богема неудержимо привлекала тех, кто искал признания. Неудивительно, что Лариса Рейснер с головой окунулась в этот мир. Ее надменная манера поведения, привычка демонстративно шокировать окружающих (например, крася губы голубой помадой), экстравагантные наряды, - все это сразу выделяло даму на общем фоне, привлекало внимание. Молодой, но уже известный поэт Николай Гумилев страстно увлекся ею. Не исключено, что сначала он обратил на нее внимание из-за стихов, которые она зачитывала вслух. Хотя стихи были весьма посредственными, но зато автор… Словом, начался бурный роман, который, правда, вскоре закончился. Для впечатлительной и эгоистичной Ларисы было настоящим потрясением узнать, что Гумилев встречается и с другими поклонницами его таланта. Может быть, она так болезненно отреагировала еще и потому, что поэт был ее первым мужчиной. Рейснер до конца жизни испытывала обиду, а само имя Гумилева вызывало у нее смешанные чувства: любовь и ярость.

Можно ли извлечь из этой невеселой истории какой-то урок? Наверное, не стоит писать посредственных стихов, тем более, зачитывать их в обществе…

Невероятные потрясения 1917 года – Февральская революция, сменившаяся Октябрьским переворотом – оказались той самой стихией, куда Лариса поспешила окунуться «с головой». В отличие от Кшесинской, решившей эмигрировать, Рейснер с восторгом приняла новую действительность. Это был тот самый мир, где она чувствовала себя как рыба в воде. Все законы, правила, приличия были безжалостно отброшены. На смену манерным, кокетливым, хрупким дамочкам в дорогих нарядах пришли решительные, безжалостные женчины в мужской одежде, охваченные революционным порывом. И Рейснер оказалась одной из них. Вот еще один урок: не бойтесь перемен, не прячьтесь от суровой действительности.

Следующие несколько лет пронеслись, как в каком-то бреду или кровавом угаре. Лариса оказалась в гуще Гражданской войны, сполна хлебнув всех ее ужасов и тягот. Постоянная опасность, грязь, болезни… Для иной женчины, привыкшей к богемному образу жизни, это было бы хуже смерти. Но Лариса буквально упивалась своей ролью «валькирии революции». Она отчаянно рисковала, будто веря, что неуязвима, и вдохновляла соратников.  Если играешь роль – не выходи из нее!

С точки зрения этики и гуманизма, поведение Ларисы во Время Гражданской войны может показаться предосудительным, даже жестоким. Речь не идет о вынужденной жестокости во Время боя (тогда вести себя по-другому просто невозможно). Она будто отбросила все моральные нормы, все правила приличия. Беззастенчивое присвоение нарядов и украшений, найденных в захваченных поместьях, пышные приемы во Время голода и разрухи… Это можно с полным основанием назвать либо мародерством, либо «пиром во Время чумы». Без сомнения, такое поведение не красит никого и ничем не может быть оправдано. Таким было очередное правило Ларисы Рейснер: надо быть эгоисткой, брать от жизни все, что можно, прямо здесь и сейчас, ни с кем не считаясь, ведь завтра может и не наступить, особенно в военное Время! О том, насколько сомнительно (точнее, предосудительно) это правило, предоставляем судить читателям.

Мужчины по-прежнему сходили от нее с ума. Их неудержимо влекло к «валькирии революции». И она заводила множество романов, причем ее избранником мог стать даже непривлекательный человек. Отринувшая все нормы приличия Лариса руководствовалась лишь одним критерием: будет ли ей выгоден этот роман, поможет ли «продвинуться» по карьерной лестнице.

Среди тех, кого она «одарила» своей благосклонностью, был не только герой революции Федор Раскольников, могучий, статный красавец, за которого она вышла замуж, но и совершенно беспринципный партийный деятель Карл Радек, человек хлипкого телосложения, с удивительно некрасивым лицом, ставший последней любовью Ларисы… Благодаря Раскольникову, она смогла вести роскошную беззаботную жизнь в голодающей и разоренной стране, а благодаря Радеку – публиковать свои литературные творения. Молва приписывала Ларисе романы с всесильным Феликсом Дзержинским, председателем ВЧК, и даже с эсером-террористом Яковом Блюмкиным, который в 1918 году убил германского посла графа Мирбаха. Вот очередной урок от этой удивительной женчины: бери от мужчин все, что они могут дать, а мужская красота – дело десятое…

Ее жизнь была ослепительной и короткой, как вспышка метеора. Она умерла в феврале 1926 года, будучи всего лишь тридцатилетней. Женчину, уцелевшую в горниле войны, погубил брюшной тиф, которым она заразилась, выпив сырого молока. Мать и брат Ларисы, заболевшие вместе с ней, выжили, а она, считавшая себя неуязвимой, покинула этот мир. Для всех людей, знавших ее, такая скоропостижная и нелепая смерть явилась настоящим потрясением.

Хотя, зная, как развернулись последующие события, можно сказать, что судьба оказалась милостивой к ней. Проживи Лариса дольше, она была бы расстреляна, как Блюмкин и Радек, или сбежала бы за границу, спасая свою жизнь, как Раскольников. (А там почти наверняка тоже погибла бы при загадочных обстоятельствах).

Какой главный урок можно извлечь из судьбы этой женчины? Надо жить яркой, насыщенной жизнью, помня, что она может оборваться в любой момент, но при этом все-таки не заходить слишком далеко.

Роковые красавицы и их уроки – II

А теперь ознакомимся с судьбами женчин, которые, вовсе не отличаясь привлекательной внешностью, влюбили в себя известных литераторов.

Мария Будберг – женчина-загадка

Мария БудбергЭту даму часто сравнивают с Матой Хари, однако такое сравнение едва ли корректно. За исключением не вполне ясных до сих пор отношений с сотрудниками разведок, они ни в чем не похожи друг на друга. Во всяком случае, судьба Будберг оказалась куда удачнее!

Марию никак нельзя было назвать красивой, да и ее воспитание оставляло желать лучшего. Даже знаменитый писатель Герберт Уэллс, влюбленный в нее, оставил просто убийственную характеристику внешности и манер этой женчины. Сломанный нос, лоб в глубоких морщинах, грубый голос, неухоженные руки, склонность к алкоголизму, неопрятность… Вдобавок, Будберг была заядлой курильщицей! Если в завершение упомянуть ее привычку очень быстро есть, заглатывая большие куски, то картина получается и вовсе неприглядная. Как вам такая дама? Казалось бы, сама мысль, что многие мужчины, причем известные, избалованные дамским вниманием, могут влюбиться в нее, покажется абсурдной. Но ведь влюблялись! Почему же? Наверное, они видели в ней что-то особенное, ту самую «изюминку», которая неудержимо влечет сильный пол. Скорее всего, их влекли ее глаза – невероятно привлекательные, гипнотические. Вот первый и главный урок от Марии Будберг: даже внешне непривлекательная женчина может пленять мужчин, если в ней есть «изюминка»! Хотя, конечно, забывать о чистоплотности и хороших манерах не нужно, не говоря уже о злоупотреблении алкоголем и табаком.

Казалось бы, ничего не предвещало невероятной судьбы той женчины. В 19 лет она вышла замуж за российского дипломата Бенкендорфа. Брак был вполне благополучным, родились дети, Мария вела счастливую и беззаботную жизнь. Все рухнуло после событий 1917 года. Муж погиб, имение было разграблено, квартира в Петрограде – реквизирована, дети лишь чудом спаслись, но надолго разлучились с матерью. Печальная судьба очень многих граждан России, оказавшихся в тогдашнем круговороте! Однако Мария Бенкендорф, которой полагалось то ли оплакивать злую судьбу, то ли вступить в борьбу с новой властью (как вариант – попытаться эмигрировать), сумела с поразительной быстротой приспособиться к действительности. Вот еще один урок: не жаловаться на судьбу, а принимать ее такой, какая есть, стараться извлечь пользу.

Загадочная страница в биографии Марии – ее бурный роман с небезызвестным Брюсом Локкартом, сотрудником британских спецслужб. До сих пор в точности неясно, как развивались события. Однако чекисты, явившиеся на квартиру Локкарта, чтобы арестовать его по обвинению в «заговоре послов», застали там не только хозяина, но и Марию Будберг. Учитывая тогдашнюю обстановку в стране, когда многих людей расстреливали по одному подозрению в контрреволюционной деятельности, судьба женчины могла быть очень печальной. Однако и она, и Локкарт были освобождены с условием, что дипломат немедленно покинет Россию. Если судьба разведчика могла быть смягчена из-за каких-то тайных дипломатических операций, а также нежелания властей обострять отношения с Великобританией, то чем объяснить непонятную гуманность по отношению к женчине? Едва ли власти прислушались к ходатайству известного писателя Максима Горького, хлопотавшего за многих арестованных. Неудивительно, что пошли разные слухи о будто бы имевшем место романе Будберг с грозным Петерсом – заместителем Дзержинского, или о том, что ее завербовали. Сама Мария даже через долгие годы говорила об этом в весьма туманных и загадочных выражениях…

Локкарт уехал из России, а Мария бежала за границу, перейдя Финский залив по льду. В 1920 году она вышла замуж на барона Будберга, но очень быстро рассталась с ним.

Вообще, 1920 год оказался очень «плодотворным» для этой женчины. Помимо второго замужества, она познакомилась со знаменитым английским писателем Гербертом Уэлсом и стала его любовницей. В том же году Будберг оказалась в доме Максима Горького, эмигрировавшего в Италию. Известный писатель Корней Чуковский помог ей устроиться на должность личного секретаря Горького. Мария прекрасно справлялась со своими обязанностями, освободив Горького от всей рутины, связанной с ведением корреспонденции, переводами текстов, юридическими тонкостями. Неудивительно, что она стала для писателя совершенно незаменимой!

Вскоре Горький и Мария начали жить как муж и жена, хоть не оформили своих отношений официально: ведь Мария продолжала считаться замужней дамой, баронессой Будберг! Писатель посвятил ей свое самое значительное произведение – грандиозный роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина».

Отсюда вытекает еще один урок: научитесь быть для мужчин незаменимой, и тогда он наверняка влюбится в вас!

После того, как Горький принял предложение советского правительства и вернулся в СССР, Мария переехала в Лондон и возобновила роман с Гербертом Уэллсом. Писатель уговаривал ее выйти за него замуж, но Мария упорно отказывалась, доводя Герберта до отчаяния. Поистине удивительная картина: всемирно известные писатели, пользующиеся расположением многих красавиц, сходили с ума от непривлекательной и упрямой женчины, молодые годы которой давно остались в прошлом! Вот очередной и очень важный урок: не старайтесь «окольцевать» мужчин, не бегайте за ними, сохраняйте дистанцию, и тогда они заинтересуются вами.

Мария Будберг приезжала в СССР трижды: на похороны Горького в 1936 году, в конце 50-х и в 1968-м, уже будучи в весьма почтенных годах. Примечательный факт: во Время последнего визита она посмотрела в театре «Современник» пьесу о событиях 1918 года и прокомментировала: дескать, чекисты были совсем другими, уж она это хорошо знает, ведь ее допрашивали!

До конца жизни об этой женчине ходили легенды. Ей приписывали сотрудничество с  советской разведкой, по заданию которой она будто бы вступила в связь и с Горьким, и с Уэллсом, и даже попытку отравить Горького, когда он принял решение вернуться в СССР… Есть ли тут правда, или это одни досужие сплетни, наверное, уже навсегда останется тайной.

Перед смертью Мария Будберг, словно дразня потомков, уничтожила свой архив. Да, в женчине должна быть загадка – и это был ее последний урок.

Лиля Брик – эгоистичная хищница, или жертва обстоятельств?

Лиля БрикКрасота – понятие субъективное, не зря народная мудрость гласит: «на вкус и на цвет товарища нет». Но все-таки первая инстинктивная реакция при взгляде на фотографию этой женчины: «Господи, что только Маяковский в ней нашел?!» Действительно, муза поэта, покорившая его и сводившая с ума, заставлявшая жестоко страдать от ревности, внешне была весьма непривлекательной. Прямоугольное лицо с неправильными чертами и тяжелым подбородком, непропорционально большая голова… Однако все люди, знавшие Лилю Брик (в девичестве – Каган), в один голос отмечали ее глаза – пронзительные, завораживающие и ... наглые. Именно глаза этой женчины сразу же привлекали к ней внимание, действуя на мужчин просто магнетически.

Обнаружив еще в юные годы, какое действие производит на сильный пол ее взгляд, Лиля Каган начала «практиковаться». Вскоре у нее уже был внушительный список любовников. Чем больше был опыт, тем изящнее становилась техника соблазнения. Лиля окончательно уверилась в своем очаровании и власти над мужчинами (будучи, повторим, внешне непривлекательной). Отсюда ее первый урок: хочешь покорять мужчин – учись этому искусству!

Люди, хорошо знавшие ее, вспоминали о любимом приеме заигрывания Лили: начав курить сигарету, она после пары затяжек передавала ее мужчине, который ее заинтересовал. Если тот принимал сигарету и начинал курить – значит, тоже попал под ее чары, можно раскручивать роман. Мы, разумеется, помним о вреде курения и не рекомендуем этот конкретный способ, но он заслуживает внимания! У соблазнительницы должен быть целый арсенал надежных приемов, в том числе оригинальных – вот еще один урок этой роковой женчины.

Однако, в совершенстве овладев искусством соблазнения, не следует заводить роман с первым же мужчиной, который заинтересовал! Достаточно посмотреть на список кавалеров взрослой Лили, чтобы убедиться: она не «разменивалась». Один Владимир Маяковский, знаменитый поэт, чего стоит! А тут еще и Александр Краснощеков, председатель Промбанка, и Виталий Примаков – крупный военачальник, герой Гражданской войны… Надо как следует выбирать, кого соблазнять – таков еще один урок Лили. 

Эта женчина была совершенно безжалостной, бессердечной. Того же Маяковского она буквально увела у своей младшей сестры, а потом вела себя, как та пресловутая «собака на сене». Ее поведение просто потрясает жестокостью и цинизмом. Не позволяя поэту отдалиться от нее, она одновременно не допускала его слишком близко, наслаждаясь его страданиями. Сущность Лили хорошо характеризуют ее собственные слова: «Страдать Володе полезно, помучается и напишет хорошие стихи». Прибегнув к интригам и лжи, она разрушила любовь поэта к Татьяне Яковлевой… Можно перечислить еще многие факты, но не будем тревожить память усопших.

Основной урок Лили – в любви все средства хороши. Хотя можно ли назвать такое поведение любовью – большой вопрос!

Как же удавалось этой некрасивой эгоистичной женчине получать над мужчинами такую власть? Неужели причиной были только ее «пронзительные» глаза и ловкие приемы соблазнения? Конечно, нет! Сама Лиля охотно делилась своими тайнами. По ее словам, чтобы завоевать мужчину, нужно искусно подыграть его слабостям, чтобы привлечь его внимание и расположение, а потом внушить ему, что только эта партнерша по-настоящему ценит его и понимает. А дальше уже пойдет, как по маслу. Мужчина, чтобы не потерять такую бесценную партнершу, все для нее сделает. Поведение Маяковского, безропотно выполнявшего все капризы и пожелания «Лилечки», выносившего унижения и насмешки с ее стороны, подтверждает эти слова.

Но чтобы сделать все это, нужно хорошо разбираться в психологии мужчин. Таков очередной урок Лили Брик.

Эту женчину ничего не могло смутить или шокировать. Она была дочерью своей эпохи, когда рушились устои, казавшиеся немыслимыми, и нарушались все мыслимые и немыслимые моральные нормы. Свободная любовь, включая однополую, теория «стакана воды»… Лиля, выйдя замуж за литератора Осипа Брика, продолжала крутить романы с понравившимися ей мужчинами. При этом она еще жила одновременно с мужем и Маяковским в одной квартире! Потрясает ее признание: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал»… Трудно сказать, чего тут больше: эгоизма, цинизма или бесстыдства. Одно ясно: Лиля считала, что поведение женчины не должно быть сковано никакими рамками. Это еще одно ее правило, которое мы категорически не рекомендуем.

Женчина, желающая соблазнять и властвовать, должна быть на виду, в центре внимания. Этому правилу Лиля всегда была верна, и оно ее не подводило. Достаточно лишь перечислить, кто часто посещал ее литературный кружок и дом: Борис Пастернак, Велимир Хлебников, Юрий Тынянов, Микаэл Таривердиев, Рина Зеленая, Татьяна Самойлова, Андрей Вознесенский… Это еще далеко не полный перечень! Можно добавить маршала Михаила Тухачевского, разделившего впоследствии судьбу второго мужа Лили – военачальника Виталия Примакова (оба были расстреляны в 1937 году по обвинению в заговоре и сотрудничестве с иностранными разведками).

При этом Лиля могла не только наслаждаться всеобщим вниманием, но и внимательно слушать других людей, принять участие в судьбе какого-то человека, помочь советом или делом. Это удивительным образом сочеталось с ее беспредельным эгоизмом и себялюбием! Таков очередной (и последний) урок от этой удивительной женчины.

Мы не будем обсуждать слухи о будто бы имевшем место сотрудничестве Лили Брик с НКВД, а также ее роль в трагическом и безвременном уходе из жизни Владимира Маяковского. Тут уж поистине: пусть Бог рассудит! Эта женчина прожила яркую и грешную жизнь. Понимая, скольких врагов она нажила, Лиля завещала после смерти кремировать ее тело и развеять прах по Ветру. Как она сама объяснила, «чтобы никто не осквернил могилу».

------- 

Надеемся, что эта статья привлекла ваше внимание и помогла лучше разобраться в природе женской соблазнительности. А напоследок посоветуем: вы можете, конечно, использовать кое-какие приемы из арсенала этих роковых женчин… Но стоит ли? Не лучше ли постараться стать любимой и единственной для такого же любимого и единственного человека!

Комментарии (0)

Здесь не опубликовано еще ни одного комментария

Для комментирования необходимо войти в аккаунт.

закрыть

Внимание! Марафон только для «Обавниц»

Если Вы пока не прошли Инициацию в Обавницу, то пройти ее можно онлайн.

Данный сайт предназначен только для посетителей, достигнувших 18 лет!
Да, мне есть 18 лет
Нет