Позиция ученика

В нашей жизни часто мы живем по принципу: «То, что происходит хорошее – моя заслуга. То, что происходит со знаком “минус” – это вина другого или стечение обстоятельств, ошибка судьбы». Таким образом, обычно успех и заслуги человек присваивает себе, а ответственность за неудачи перекладывает на других. Мы иногда упрекаем жизнь, что она даёт нам плохого мужа, жену, друзей, болезни и т.д. Есть даже выражения на эту тему: «Тяжелая судьба», «Судьба - злодейка», «Не жизнь, а каторга», «Да что это за жизнь такая у меня». Некоторые люди часто притягивают подобные обстоятельства, кляня судьбу.

В этой жизни мы все очень разные. Ни один человек не похож на другого. Вместе с тем, есть определенные Законы Жизни, влияющие на всех людей. Есть люди, имеющие всё в этой жизни, но при этом всем или многим недовольные. С другой стороны, мы видим людей, которые даже при внешнем ограничении со стороны судьбы (имея тяжелую болезнь или материальные затруднения) – внешне и внутренне очень гармоничны. Так почему же так происходит?

В этом вопросе, я думаю, нам поможет разобраться наше внутреннее настроение или позиция ученика. Позиция Ученика – это умонастроение, которое помогает нам лучше и глубже понимать смыслы тех уроков, которые даёт жизнь. Конечно, важную роль играет сознание человека, его желание работать над собой и принимать те ситуации (как внешние, так и внутренние) которые посылает судьба. И мне кажется, что также существенную роль играет позиция человека: потребления либо созидания, эгоизма или альтруизма.
Мир очень гармоничен и целостен. В нём нет ошибок. Дисгармония возникает в человеке, точнее говоря, в его сознании, когда он видит мир неправильным, враждебным или не соответствующим его ожиданиям в различных ситуациях. Ошибочное восприятие рождает ошибочную оценку: «Мир – враждебный, неправильный, опасный». Это порождает ошибочные убеждения и чувства: страха, обиды, гнева, зависти, вины, часто неосознанные и управляющие человеком.

Первый шаг в сторону позиции Ученика возникает из чёткого осознания (или хотя бы предположения), что Мир большой и гармоничный, а я – лишь маленькая часть его. Ученик, осознавая это, должен учиться быть открытым и чутким к миру и людям. Ему важно научиться чувствовать единство жизни (тождественность внутреннего и внешнего), и чувствовать эту связь её всё более и более, открываться Жизни, быть в «потоке Жизни».

Далее, Ученику важно постараться принять весь Мир - людей, сферу отношений, явления, свои уникальные особенности такими, как он есть. Принимая это, надо не делить всех и вся на черное и белое, плохое и хорошее. Весь Мир – это любящая обучающая система. Любящая – потому что, обучающая всему (чтоб мы росли и как личности и духовно), а обучающая и показывающая всё разнообразие мира потому, что любит нас. Всё, что происходит в Жизни – проявление Божественной Любви для нашего же развития. Ученик принимает всё без оценочно. Всё приходит как благо для нашего развития. А как бы иначе мы выучились чему-то?

В самом общем случае Жизнь учит нас через два вида ситуаций: внешние и внутренние. Ситуации извне – это те, что приходят от жизненных обстоятельств и от других людей. Внутренние же ситуации – это наши эмоции и чувства. И именно они показывают, где мы застряли, и в чём наша внутренняя проблема. Внешняя же ситуация просто показывает нам эту нашу внутреннюю боль (обида, гнев, страх, зависть).  Другие люди, и особенно враги, – просто наши зеркала и учителя. Мы должны от них чему-то научиться. Когда проблема приходит от других, мы должны спросить себя: «Чему меня учит эта ситуация?», а не: «Сколько уже можно?». И как только приходит ответ, мы испытываем облегчение. Без этих проблем и ситуаций мы не смогли бы развиваться и расти. Поэтому стоит поблагодарить и людей, и ситуации за все уроки, так как без них бывает тяжело докопаться до глубинных чувств и проблем внутри нас.  

И наоборот, когда мы не слышим и не воспринимаем Жизнь (людей, явления, болезни), она усиливает свои Уроки. Для чего? Так как всё в жизни – есть любовь Бога, то жизнь – не карает, а учит нас для нашего же личностного роста и духовного развития. Тяжёлые уроки приходят, когда мы долго не откликаемся на более лёгкие. Именно таким образом Судьба учит всех нас. Но что важно: от нас никогда не отказываются, нас ведут. Так или иначе, уроки жизни (у каждого свои) – надо найти и понять. Ученик, задействующий как разум, так и сердце, приходит к пониманию своих уроков Судьбы и обретению некой внутренней свободы, и счастью. Ученик всегда открыт к уроку, всегда открыт к Высшему руководству (как успеху, так неуспеху). Ученик всегда позитивен. Он не обижен или оскорблен, находясь в прошлом, не озлоблен, не конфликтует, доказывая "правоту". Он не мечтает отомстить и даже не философствует на эти темы, а находится в благодарном состоянии сознания. Какова квалификация Ученика? Это готовность и способность действовать в трех сферах отношений, где у каждого есть различные задачи. Ученик воспринимает проблему, как задачу и с готовностью настроен её решить.

Качества ученика:
 1. Энтузиазм (так как есть путь и поддержка);
 2. Решительность (что бы ни было, я с решительностью иду вперед, я никогда не брошен);
 3. Терпение (невозмутимость).

Путь ученика – это сам процесс, а не результат деятельности.  То есть ученик получает счастье от процесса, а не от его плодов. Он знает, кому принадлежит результат и внутренне спокоен. И он в принципе не ждёт чего-то, а идёт своим Путём. Вместе с тем, правильное осознание и принятие своего урока – это уже хорошо. Но это лишь часть работы. И её мало, если не идти дальше. В процессе работы над собой Ученик понимает, что делать дальше и куда двигаться. Ученик должен действовать осознанно и терпеливо, с решительностью и энтузиазмом. Действовать – значит раскрывать свою природу и таланты, и через них невозмутимо идти к счастью. Зацепка за прошлое и будущее ведёт к неврозам (когда человек не принимает то, что было или живёт целями и планами). Это позиция контролирующего. Зацепка за настоящее – третье состояние ума. Позиция Наслаждающегося. В этой позиции тоже всегда будет внутренний страх!

Многие светские учителя современности учили тому, как стать наслаждающимся (через секс, власть, страх и т. д.). Но это рождает большие внутренние проблемы, так как они разрушают ум и личность, и отдаляют нас от истинного Пути. Высшее состояние – это энергия Любви. Духовный ум находится в полном счастье и спокойствии, блаженстве. Только этой позиции присуще ощущение единства с миром и своего места в нём.

Ученик свободен внутренне и не зависит от внешнего. Высшее состояние ума – свобода или полная независимость от внешнего, к которому надо стремиться. Когда мы меняем наше умонастроение, жизнь начинает вести нас. Когда мы сохраняем позитивный ум – жизнь всегда будет давать возможности. В принципе, жизнь и так всегда заботится о нас. Просто зачастую мы, находясь в разных состояниях, далеких от позитива или благости, можем не замечать этого руководства и заботы. Даёт ли мир нам успех и удачу, боль и страдания – ученик всегда учится от них.

В успехе нам также важно не потерять невозмутимость и контроль чувств. Ученик всегда понимает, что он материал или инструмент, через который действует Высшая Сила и не присваивает себе успехи. Ученик всегда благодарен за происходящее и отдаёт успех тому, кому он принадлежит – Учителям и Высшей Силе. Важно также в контексте данной темы знать, кто такой настоящий

Учитель. В различных Духовных традициях особое место принадлежит Учителю. В духовной сфере ученик учится у Духовного Учителя и благодарит его. Настоящий Духовный Учитель – это «прозрачная среда», не привязанность и не разделение на дуализм, на чёрное и белое. Духовный Учитель обучает чему-либо и доносит Знание до подопечного, не принимая себе заслуги. Важно, что и Учитель непрерывно обучается у Жизни, находясь в позиции Ученика (принимающей и осознанной). Настоящий Учитель счастлив, если ученик превосходит в чём-либо Учителя. А настоящий Ученик постоянно благодарен и служит Учителю. Но всегда в их отношениях присутствует уважение, так как без благодарности и уважения невозможна передача Истинного знания. Без этих качеств можно получить только информацию. Настоящее знание ведёт ученика по его Пути к себе и к Богу.

Ощущение руководства и поддержки, заботы и направляющей силы, даётся только Ученику, а не гордому человеку. Будучи Учеником, мы реально оцениваем происходящее, контактируем со своими ресурсами, позитивно настроены и открыты к высшему руководству Жизни. Лишь благодаря этой позиции мы можем активно развиваться и эффективно решать стоящие перед нами задачи.  
Также позиция Ученика – всегда действовать экологично. Например, в бизнесе, политике, спорте и в психологии есть много тренингов, дающих результат с помощью возможности манипулировать, но разрушающих личность. Ученику важно распознавать эту неэкологичность как в рамках неких психологических методик, так и в реальной жизни, и не применять такие знания, разрушающих как свою личность и других.

Кстати, интересно, что в современном обществе зачастую, если не всегда, люди разрушают или строят одну сферу своей жизни за счёт другой, не зная общих законов Жизни. Например, спортсмены-профессионалы за счёт здоровья стараются улучшать сферу денег и комфорта, строят карьеру, отдавая своё здоровье: «Мы верим твёрдо в героев спорта, нам победа, как воздух, нужна, мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!» и далее: «Но, в конце концов, поверьте, скажут нам, что мы – Боги, cкажут: Молодцы, черти!»  Это стремление, как в одной советской песне, стать Богом играло злую шутку с многими действительно великими спортсменами в разных странах.                  

Политики за счёт здоровых отношений и манипулируя своими избирателями (принимая в целом условия и отношения в современной политике), увеличивают политический вес и власть, эго, гордыню. Современная медицина в целом отвергает натуральные травы, предпочитая химию.

Многие бизнесмены во главу угла ставят только наживу и финансовый капитал, готовы к увеличению его за любой счет (экологии, отношений с другими, здоровья). Каждая из сфер материальной жизни подобна другой сфере, всё переплетено, напоминая некую гонку или перетягивание каната. Люди, семьи, спортивные клубы, фирмы, страны конкурируют и борются друг с другом (кубки, чемпионаты стран и мира, олимпиады, гонки вооружений и разоружений и т.д.). Такая своего рода ловушка майи для нашего эго. Человек думает, что он великий или просто чего-то достиг материально, а в следующий миг ему уже не хватает на лекарства или у него всё отбирают родственники, кредиторы. Так случается, что мы ни от чего не застрахованы и не контролируем всё, как мы думаем. Единственное что мы можем менять, это нашу позицию Ученика или позицию гордыни.

Интересно также (или закономерно), что СМИ и все общественные институты поощряют эту позицию конкуренции, борьбы, гонки потребления и атеизма с раннего возраста. Мы впитываем эту позицию почти что с молоком матери. Некоторые родители стараются не отдавать детей в сады и школы, нанимая репетиторов или преподавая им сами. Но это скорее исключение и это тоже не выход. От общества не сбежишь, а от себя самого тем более.

Таким образом мы видим, что в мире происходит подмена ценностей и нам с младых ногтей преподают искажённое или неполное знание в красивой упаковке. Без учёта комплексного подхода к Законам Жизни – деградация как индивидуума, так и общества в целом. Система ложных знаний ведёт к регрессу общества, а истинные Знания усиливают связь индивида с Абсолютом и обществом, его понимание своего истинного места и роли, уверенности и наполненности.  Ибо в мире есть только одна дорога, но в двух разных направлениях – к Богу и от него.
Нам всем важно помнить, что Духовность – это работа по развитию наших дефицитных качеств. Духовность – не внешний ритуал, но умонастроение, качество сознания и развитие любви к Богу, себе и своим ближним, ко всему живому. Одно из качеств глубокого развитой личности – делиться опытом и знаниями с другими.  Внутреннее развитие должно неразрывно идти со служением миру. Поэтому Ученику также важно уметь правильно заботиться и служить другим. Ученик никогда не действует от себя и не присваивает себе, он является инструментом в руках Высшей Воли. Ответственность Ученика – через собственные изменения и изменение ближних своим примером.

 В заключение – высказывания великих людей, на практике реализовавших позицию Ученика:
«Я всегда жила с чувством руководства и поддержки заботы обо мне». (Л. Хей)
«Величие не в том, чтобы впадать в крайность, но в том, чтобы касаться одновременно двух крайностей и заполнять промежуток между ними». "Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё". (Блез Паскаль)
«Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и, все же, она у тебя остается». (Лев Толстой)

Комментарии

  • Согласна со всем изложенным. БлагоДарю :).
    Внутренний мир человека определяет внешние проявления.
    Внутренняя красота и сила не разделяет, не властвует, не ущемляет, но дает, наполняет, исцеляет все, к чему прикасается, помогая идущему рядом подняться при падении :).