Женчина в сказках: героиня или вечная пряха?

Ирина Снежный лес

На модных славянских и ведических тренингах только и слышно: «Вспомните русские сказки, обратитесь к древности: женщина раньше всегда сидела дома, никуда не совалась, стерегла очаг и пряла». Так ли это на самом деле? Давайте посмотрим, каков на самом деле образ Женчины в наших сказках.

«Женчины не пряли, а сражались!»

В начале хочу процитировать удивительного мужчину-исследователя, профессора и доктора химических наук, основателя и президента Академии ДНК-генеалогии:
«По поводу русских женщин есть «мнение»,  что в древности они сидели дома, пряли, из дома не выходили. Но вот вам история о скифах, которые определённо были родственниками славян. Плутарх описывал, как скифские женщины вели себя в битве с римлянами. ОНИ НЕ ПРЯЛИ, А СРАЖАЛИСЬ. Во время финальной схватки скифы проиграли, а скифские мужчины бежали и забирались на повозки, где сидели женщины и дети. Так вот женщины их убивали. Убивали своих мужей, детей и себя. Это практически общепризнанный факт, что настолько они не хотели быть рабами и рабынями.

Это такая маленькая деталь, которую я хочу нашим женщинам сообщить, чтобы они не думали, что их древний образ – та, кто тихо сидит за прялкой. Потому что бывают разные времена, разные нравы, разные потребности в социальном поведении».

А пытливый советский этнограф Богораз-Тан, известный своими работами по чукчам, после долгих лет исследований писал вот так: «Напрасно думают, что женщина слабее мужчин в охоте. Домашнее колдовство сильнее, чем заклинания, которые произносятся в тундре. Тщетно ища, ходит мужчина вокруг; но те, кто сидят у лампы, действительно сильны, им легче подозвать к берегу добычу».

И раз уж речь зашла об охоте, то именно Женчина первой сделала первый шаг к бескровной добыче животной пищи: она одомашнила животных, дающих продукты питания, и тем самым избавила мужчину от необходимости охотиться. Да и сегодня вегетарианок среди женщин куда больше, чем среди мужчин. Но мы отвлеклись.

Марья Моревна

Разные времена, разные нравы и разные ПОТРЕБНОСТИ в социальном поведении – именно так. Невозможно сидеть тише Воды, ниже травы, когда твоя жизнь рушится, а будущее твоих детей под угрозой. Если под влиянием тренингов отказаться от своей Силы и превратиться в кисель, счастья и успеха в семье не будет.

Вспомните, как Иван-царевич, выдав замуж троих своих сестёр, встретил Марью Моревну.
«…Собрался в дорогу, шёл, шёл и видит: лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич:
– Коли есть тут жив человек, отзовись: кто побил это войско великое?  
Отозвался ему жив человек:
– Всё это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна».

Нам остаётся только догадываться, зачем прекрасная Марья Моревна это сделала (может, она воздала по заслугам своим врагам?), но именно это и разожгло в Иване-царевиче желание с Марьей Моревной познакомиться, ибо почувствовал он великую Женскую Силу.
Когда они поженились, Ивану-царевичу пришлось дотягиваться до уровня Марьи Моревны по Силе, интеллекту, выносливости и волшебным способностям. Поэтому Марья и даровала ему разные испытания, чтобы окреп он и обрёл СИЛУ ЯРУЮ. Так поступали и многие другие героини русских сказок – Василиса Премудрая из «Царевны-лягушки», например. Они все буквально взращивали мужчин рядом с собой, вели их и пробуждали в них МужЧин.

Влиятельные женчины

Вообще в славянском народном наследии преобладают влиятельные женские персонажи, а сказки хранят женские образы, чьё величие (иногда даже грозное) повергает читателя в трепет и по сей день.

Помните, как восхищённо Пушкин характеризует Царевну-лебедь:
«А сама-то величава,
Выступает будто пава…»
Слабовольный кисель, лежащий на диване в медитации, такого восхищения не вызовет!

Премудрость Василисы

Вернёмся к Василисе Премудрой из «Царевны-лягушки». Это превосходная сказка. Она блестяще опровергает библейский миф о духовной неполноценности женщины. Напомним вкратце её сюжет, чтобы читателю было понятнее: три царских сына пускают по миру стрелы в поисках жён. Стрела – это своеобразный поток, идущий от мужчины, его внутренний посыл: «Я готов жениться, я ищу себе жену!» Женчины, которые тонко чувствуют потоки этого мира, назывались обавницами. Именно обавницами являлись и Василиса Премудрая, и Елена Прекрасная. Это представительницы высшего жреческого сословия, которых воспитывали отдельно от других людей. (подробнее смотрите в семинаре Алёны Полынь «Искусство обавниц» – прим. автора) Сознание обавниц было настолько высоко, что они могли материализовать любую свою мысль, они умели оборачиваться – в лягушку, птичку, лань – да кого угодно. Получить в жёны обавницу считалось самым большим счастьем.

Вернёмся к сюжету. Почуяв, что из Ивана-царевича можно слепить хорошего мужа, обавница Василиса Премудрая в образе Царевны-лягушки «притягивает» стрелу Ивана к себе. Смеются над ним братья, а однако ж именно Царевна-лягушка выпекает самый красивый каравай, ткёт самую красивую рубаху и танцует на семейном празднике так дивно, что не выдерживает Иван и сжигает её лягушачью шкурку… И Василиса оборачивается кукушкой и оказывается в заточении у Кощея. Тут и начинаются испытания Ивана-царевича, в ходе которых он крепнет и приближается к духовному уровню своей обавницы-жены.

Обычаи обавниц не тронь!

А вот у угро-финских народов память о женской сакральности сохранилась сильнее – христианство на земли марийского, например, народа пришло только в XVI веке. Кстати, Марий Эл – единственная в Европе республика, где до сих пор сохранились Священные языческие рощи, в которые до сих пор ходят люди! Их даже не рубили в советское время, а нынешний глава республики считает местное язычество чуть ли не главным своим врагом. Ведь традиционная вера предков называет марийца «дитя Бога», а не «рабом Божьим»…
А моя бабушка имела на заднем дворе своего дома священную рощицу и вообще по жизни молилась двум Богам – Исусу Христу и Ош Кугу Юмо (главный Бог марийского пантеона).  
Именно поэтому и сохранились у марийцев древние сказки в первозданном, не переписанном виде.

Так вот, у марийцев тоже есть сказка о «Царевне-лягушке», только в переводе на русский она называется «Дочь Богини Солнца». Здесь героиня-обавница или «чудесная дева» является одной из 40 дочерей Богини Солнца.

В марийской сказке чётко прослеживается воспитательный момент: детей через сказку учат уважать родовые обычаи будущей супруги или супруга. И символом этих родовых обычаев и служит жабья шкурка «чудесной девы». А когда царевич Кокша (в русском варианте – Иван-царевич) сжигает шкурку жены, он нарушает родовой обычай и семейную традицию своей супруги. (Традиция состоит в том, что жена год после свадьбы должна ходить в свадебном кафтане – а это истинный марийский обычай).
Царевич Кокша наказан и в поисках жены он вынужден взобраться на Небеса по Златой цепи.
Златая цепь – это дорога обретения мужской ярой силы, символ некого Посвящения. Это путь, который должен пройти Мужчина, чтобы стать героем, приблизиться к уровню Бога и стать достойным своей избранницы.

Вот так. Все народы знали, что готовых принцев не бывает: мужчину нужно рядом с собой «лепить». А создать достойного Мужчину может только достойная Женчина, познавшая свою Силу. Именно Женчина в Чине, которая одновременно и обавница, и ведьма, и хозяйка, и царевна!

Надеемся, что теперь, если вам вдруг начнут вешать на уши лапшу насчёт безвольной женщины, вечно сидящей за прядением, Вы будете знать что ответить болтунам!

Комментарии

  • Ирина Снежный Лес, благодарю за прекрасную статью! Подписываюсь под каждым словом.